суббота, 9 февраля 2013 г.

заочное актерское образование

Христианский театр В современном мире это словосочетание звучит немного необычно. Мы привыкли, что на театральных подмостках ставятся пьесы, весьма далекие от христианского контекста. Конъюнктура требует зрелищных постановок, не отличающихся глубиной и нравственностью. Однако европейский театр, начиная с Х и вплоть до XVI века, практически полностью находился под влиянием церкви. Литургическая драма, миракль, моралите, мистерия давно позабытые термины, обозначающие различные жанры христианского театрального искусства.В церкви «Новая Жизнь» есть служение, возвращающее театр к его христианским корням. Предлагаем вашему вниманию интервью с художественным руководителем театра-лаборатории «Мост UP!» Алесей Чайкой. Алеся, расскажи немного о себе. Родилась я в небольшой деревне около города Лида. Когда мне было шесть лет, мама привела меня в протестантскую церковь, где я стала посещать воскресную школу. Вскоре покаялся папа, и вся наша семья начала верно служить Господу.Поначалу мы ездили в Лиду в церковь «Благодать», филиал минской церкви «Благодать». Потом у нас в деревне открыли свою церковь, и я стала активно служить в воскресной школе, в молодежной группе, занималась организацией праздников, различных мероприятий. В церковь начала приходить молодежь, дети, взрослые. Я была так счастлива, ведь в небольшой деревне все друг друга знают, и эти люди для меня были как родные. Мама работала в местном доме культуры. Она окончила театральное училище. Я всегда восхищаюсь ей, она по-настоящему творческая личность в полном смысле этого слова: ставит спектакли и концерты, рисует, красиво шьет, вяжет, декорирует, у нее есть дар сочинительства. Мама всегда меня вдохновляет. Она с уверенностью и творчески подходит к любому делу. Папа, сколько его помню, занимался строительством и в молодости писал стихи, у него тоже есть творческая жилка. Родители все и всегда делали прилежно и качественно. «Запомни, дочь: всегда все делай, как для Христа», усвоила я наказ отца. В школе я очень любила гуманитарные предметы, особенно литературу. В 10-11 классах я стала задавать себе серьезные вопросы: «Что мне больше всего нравится делать? Кем я хочу стать?» Я всегда тянулась за мамой. Сцена это то, что меня влекло, что мне нравилось; то место, где я чувствовала себя комфортно. Мы с мамой остановились на театральном образовании. На актерский факультет я поступать не решилась, в итоге выбрала режиссерский факультет, заочное отделение. На собеседовании перед экзаменами нам сообщили, что заочное обучение предполагает либо наличие смежного образования, либо работу по специальности «режиссура», для которой студенту необходимы дополнительные знания. У меня не было ни того, ни другого, я была единственной из абитуриентов, кто решил поступать после окончания общеобразовательной школы. Курс набирал тогда еще главный режиссер Русского драматического театра Б.И.Луценко. Я очень старалась на вступительных экзаменах показать все, на что способна, и думаю, что за это он меня и взял. Борис Иванович сказал: «Ты чистый лист, с которым еще работать и работать, но в этом есть и свои плюсы». Учеба мне давалась непросто. Заочное обучение подразумевает очень быстрый темп, сессии у нас были по месяцу два раза год, но требования к заочникам предъявлялись по полной программе. В течение первого года меня не раз посещали мысли забрать документы. «Это не мое», думала я. В группе было двенадцать человек, ко второму курсу из них осталось шесть. На втором курсе нам поставили обязательное условие: каждый должен открыть свой театр неважно, где и с кем. Я пробовала устроиться хоть в какой-нибудь театр. Меня взяли в частный театр «Акрополь» помощником режиссера, потом у меня была возможность открыть там детскую театральную студию. Я много времени стала проводить на работе, делать те вещи, которые мне профессионально абсолютно ничего не давали. Приходилось просто быть «девочкой на побегушках», вести много непонятной документации. Я не могла реализовываться там как режиссер и не видела никакой перспективы в этой работе. С каждым днем я все больше понимала, что я не на своем месте.В конце первого курса я переехала жить в Минск. Активно начала искать церковь, в которую буду ходить. Побывав в нескольких церквях, я попала в «Новую Жизнь» и сразу же поняла: больше искать не надо. Это то, что мне нужно. Это моя церковь. Я определилась в домашнюю группу, подружилась с молодежью и была счастлива, потому что за всю жизнь у меня не было столько верующих друзей.Больше всего меня интересовало, есть ли в церкви «Новая Жизнь» театральное служение. Я была почти уверена, что в такой большой церкви что-то подобное будет. С этим вопросом я обратилась к администратору церкви, и он мне сообщил, что когда-то такое служение существовало, сейчас его нет. «А тебе это интересно?» спросил он. «Ну да, ведь я учусь в театральном вузе». «Так в чем проблема? Открой театр у нас в церкви! Мы тебе поможем и поддержим». «Самой, с нуля? Да ну! У меня не получится», думала я. Вот кому-то помогать это я понимаю. Но взять всю ответственность на себя я еще не была готова, да и знаний должных не хватало. Я много думала об этом предложении, молилась. Вспоминала слова преподавателя: «Вы должны создать свой театр». В церкви? И как я об этом расскажу? «Здравствуйте, я создала свой театр». «Где?» «В церкви». Я была уверена, что меня не поймут ни преподаватели, ни одногруппники. Я отбрасывала этот вариант, но снова и снова к нему возвращалась. Молитвы сделали свое дело. Господь побуждал меня действовать. Я подошла к администратору церкви и предложила попробовать. Я ничего не знала: с чего начинать, как себя вести Он посоветовал мне зарегистрировать служение. Потом он познакомил меня с Еленой Денисовой, в то время главным режиссером церкви по творческой части. Елена активно приглашала меня вести концертные программы. Мне это очень нравилось и до сих пор нравится. Но я понимала, что это не совсем то, чем мне нужно заниматься. Потом я сделала объявление о наборе в театральную студию. Записалось человек пятнадцать-двадцать, из них пришло на первую встречу человек десять. Я вообще ничего не знала и жутко волновалась. Поначалу мы стали делать небольшие сценки для молодежных встреч в кафе «Pol-Lemona». Получалось забавно. Это был мой первый опыт постановок в церкви. Я понимала, что нужно переходить на большую сцену. Было несколько неудачных попыток, на некоторое время я все оставила. «Возможно, это не мое но ведь я попробовала!» успокаивала я себя. Спустя какое-то время Ирина Латушкина, новый организатор праздников в церкви, предложила мне поставить рождественский спектакль. Это был 2009 год. Я понимала, что нужно начинать с чего-то несложного. Именно этот спектакль стал толчком и отправной точкой. Потом я смогла реализовать свои задумки, которые до этого не удавались. Мы сделали спектакль к Пасхе 2011 года и показали в нем историю девушки, ищущей настоящий смысл Пасхи. Называлась постановка «Смотри на крест». В 2012 году на женской конференции я поставила композицию о сотворении женщины. Сейчас у нас в активе несколько спектаклей, мини-спектаклей, миниатюр. И я уже могу сказать, что у нас есть свой репертуар. Первую свою постановку я защищала на экзамене в Академии искусств, и мой режиссер меня очень поддержал. Ему понравились ребята, понравился сам факт, что театр создан в церкви. Очень понравилась Мария, которую играла тогда Каролина Гончаренко. «У нее взгляд другой. Они непрофессиональные актеры, но в них есть нечто такое, что притягивает», сказал мой наставник. Глядя на реакцию преподавателя, я поняла, что у меня появилась возможность благовествовать у себя в вузе. И я осознала, что нашла свое место. Алеся, ты сказала, что учишься на заочном отделении. А где ты работаешь? Сейчас я работаю менеджером по продажам в одной из частных кампаний, ведь нужно жить, платить за учебу. Но сердце мое лежит к работе в моем театре. Я очень хочу себя полностью ему посвятить. Понимаю, что все больше и больше хочется сделать, а времени не так много. Но верю, что всему свое время, и Господь все устроит! Почему ваше служение называется театром-лабораторией «Мост UP»? Почему «Мост UP»? Мост вверх! В видении апостола Павла предстает «узкий, как волос» мост, соединяющий наш мир с раем. Между Богом и человеком существует пропасть, ведущая в ад. Надеюсь, наш театр способен стать тем мостом, по которому человек сможет прийти к Богу. «Тесны врата и узок путь, ведущий к жизни, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея 7:14). «Идущий впереди мост для идущего позади» (грузинская пословица).Каждый человек рождается со своими талантами. Все мы разные. У каждого свои цели и свое призвание. Но что бы ни случилось, самое главное в жизни любого человека остается неизменным познание живого Бога. К сожалению, далеко не все нашли правильный путь. Долг каждого христианина делиться истиной с теми, кто ее не знает. Способы для этого есть разные. Мы выбрали ТЕАТР. Почему? В большинстве своем театр воздействует не на разум, а на эмоции и человек волей-неволей сопереживает, становится чутким и открытым, ибо эмоции не контролируются разумом.Христианский театр отличается от светского, он другой, с другими принципами, основанный на других истинах. Ведь театр уходит своими генетическими истоками в глубокую доисторическую древность с ее религиозными обрядами, ритуалами, мистериями, играми и танцами, в которых почти всегда содержался драматический элемент.Для нас ТЕАТР это путешествие в душе, ее исследование, это поиск идеала, вечное стремление к совершенству. «Театр-лаборатория» это значит, что будут эксперименты, поиск нового! Было ли еще что-то, что вдохновило тебя на открытие театрального служения в церкви? Примерно три года назад я узнала, что в Москве проходит масштабный межконфессиональный христианский театральный фестиваль «Святая Мистерия». Я сразу же загорелась желанием поехать туда. И вот в 2011 году я туда попала. Господь благословил, и церковь спонсировала мою поездку. Я там так вдохновилась! Я поняла, что театральное служение это нужное дело, что оно необходимо в церкви. Не зря Иисус Христос говорил притчами. Визуальное восприятие очень важно для человека, оно гораздо быстрее заставляет его думать. Человек волей-неволей задумывается и начинает размышлять. При помощи театра можно очень мощно евангелизировать! Как давно существует служение? С 2009 года. Но более активно мы начали работать с постановки «Иоланта». Этот спектакль мы поставили к Рождеству 2010 года. Этот материал я пропустила через себя. Именно благодаря этому я многому научилась. В качестве хореографа выступила Елена Квасна. Для актерской игры пришлось приглашать и взрослых людей. Все актеры непрофессионалы, прихожане нашей церкви. В этом был весь смысл. Было немножко волнительно. На роль Короля мне посоветовали пригласить Сергея Луканина. Я очень переживала, прежде чем с ним пообщаться. Служитель церкви, юрист, а тут я приду: «Поиграйте в театре!» На мое удивление, Сергей согласился, и сейчас у нас с ним прекрасные профессиональные отношения. Если мне нужен актер взрослый мужчина, я уже знаю, к кому можно обратиться, и он всегда отзывается, за что я ему очень благодарна. Большую благодарность хочу выразить моему лидеру Елене Тереш за советы и интересные идеи, Александру Калинкину за его профессионализм и огромный вклад, Ирине Латушкиной за помощь в постановке спектаклей. Алеся, как рождаются идеи спектаклей? Для меня самой рождение идей до сих пор остается огромным вопросом. Иногда сидишь часами, размышляешь, о чем-то думаешь, прикидываешь. И все не то Потом помолишься. Снова посмотришь на свои записи и вдруг видишь столько интересного. Все идеи от Господа, Он Творец и самый главный Режиссер. Он и нас создал творцами. Главное отдавать то, чем Бог наделил нас. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Начинать нужно с малого. Я часто говорю своим ребятам: «Дорогу осилит идущий!» А что самое главное, по-твоему, нужно донести до зрителя? Что бы мы ни ставили, главное для нас донести истину. Всегда молюсь, чтобы Господь говорил людям то, что Он хочет сказать. А я только инструмент в Его руках. Приоткрой завесу тайны над закулисной подготовкой спектаклей. Подготовка очень важный процесс. Нужно построить план, каркас постановки. Сначала режиссер работает с пьесой. Второй этап это работа с командой. Это самое сложное. Для многих этот этап кажется даже скучноватым. Но именно он играет основную роль. Нужно так вдохновиться идеей, чтобы «заразить» ею актеров, чтобы те в последующем могли «заразить» зрителя. Усиленные репетиции, поиски, пробы Потом уже идут чисто технические моменты, отработки задуманного. Расскажи, пожалуйста, о вашей команде. Команда растет. Это и подростки, и молодежь, и взрослые прихожане церкви. Люди активно присоединяются, но далеко не все остаются. Есть посвященные люди, их немного, и это нормально. Огромную благодарность хочу выразить администратору нашего театра Анне Севашко. Это человек, который со мной с самого начала, который делает много закулисной работы, в котором ярко выражен дар помощника. Аня поддерживала и встряхивала меня, когда было необходимо. Она меня дополняет. Я более творческая и ветреная натура, Аня более конкретная и пунктуальная. В этом у нас баланс. Иногда она чрезмерна строга. Но это не мешает. Очень ценю то, что она есть в нашем театре. Вот про нее я твердо могу сказать: это человек, на которого я могу положиться.Также хочу выразить благодарность всем ребятам, которые трудятся, помогают и отдаются процессу. Каждый из них для меня очень дорог. Мы уже как одна большая семья. Приятно с вами работать! Можешь ли рассказать интересную историю, связанную с жизнью театра? Каждая репетиция, каждое выступление это отдельная история, отдельная жизнь. Я очень дорожу каждой постановкой. Хотя на некоторые вещи уже смотришь по-другому и думаешь, что сейчас сделал бы не так. Но это был опыт, о котором я не жалею. Когда с Сашей Калинкиным монтируем запись для фонограммы, иногда смеемся до слез: ребята могут быстро говорить, съедая окончания, и получается целый анекдот. Что больше всего радует твое сердце? С каждым днем, с каждым новым спектаклем я понимаю, что это мое призвание. Это то, что меня вдохновляет. Во время репетиций иногда так сильно ощущается, что Господь идет впереди нас. Я понимаю, что это не только мое дело, но это Его мечта, которую Он доверил нам воплотить. Каким бы сложным ни был процесс, сколько бы проблем и трудностей ни встречалось нам результат все покрывает. И тогда ты понимаешь, что все затраченные усилия стоили того. Потом все нюансы забываются, и остается только хорошее. Еще я заметила: чем больше приходится жертвовать, тем лучше получается. Для меня очень важно, чтобы Господь был во всем этом. Иногда столько трудов а Его нет. И тогда понимаешь: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Псалом 126:1). Без Него ничего не хочу!Сейчас в наш театр приходит много неверующих актеров, в последнем спектакле «Жизнь за жизнь» играло много таких ребят. Они меняются. Они подходят и говорят: «Знаешь, после этого спектакля во мне что-то перевернулось». И я понимаю, что ради них я готова стараться, я готова недосыпать, я готова отдавать свое свободное время. Когда подходят люди и говорят, что их самих или неверующих родственников что-то тронуло, или что они получили откровение, что еще может пожелать служитель! А как дела с учебой на сегодняшний день? Уже не так трудно, как в первый год? Сейчас на каждой сессии в Белорусской Государственной Академии искусств я защищаю свои постановки. Все уже знают, что Алеся создала свой театр в церкви. На разных предметах преподаватели просят рассказать, кто чем занимается. И я понимаю, что это моя возможность сказать Добрую Весть. Вот один из таких примеров. Наш спектакль «Иоланта» я защищала на прошлой зимней сессии и в качестве актера пригласила Сергея Луканина. Моему главному режиссеру он очень понравился. Мы поставили продолжение «Иоланты» якобы раскаяние Короля перед Богом. Получился очень искренний монолог. Вся комиссия восхищалась, что непрофессиональный актер смог так сыграть. А он просто молился, молился Господу со сцены. Борис Иванович предложил свою помощь в постановке «Екклесиаста» с Сергеем в главной роли. Жена Сергея Ирина даже написала инсценировку. У нас состоялось несколько встреч. На последней из них была очень искренняя беседа. Мы встретились в Русском драматическом театре. Мой преподаватель задавал вопросы, которые беспокоят человека, ищущего Господа. Сергей так говорил, что явно чувствовалось: Господь движется через него. В конце он предложил примириться с Господом и произнести молитву покаяния, что мой наставник и сделал. В тот день мое сердце ликовало. Я была очень счастлива, зная, что этот человек находился в постоянных поисках и искал ответы на свои вопросы в разных источниках. Я понимала, что ему нужен Господь. Алеся, что ты больше всего ценишь в людях? Искренность и простоту. Для меня это очень важно. Автоматически закрываюсь при общении с хитрыми и корыстными людьми, как-то сразу удается таких распознать. Хотя в каждом человеке пытаюсь открыть что-то особенное. Где проходили постановки ваших спектаклей? Нас все больше приглашают. Со спектаклем «Иоланта» мы ездили в один из детских домов и в церковь «Слово Жизни» в Пинске. Со спектаклем «Жизнь за жизнь» ездили в церковь «Новая Жизнь» в город Столбцы. Нас частенько приглашают на встречи в молодежное кафе «EXIT», но пока не получалось. Сейчас пригласили участвовать в театральном фестивале «Двери», к которому мы будем гото

Алеся Чайка. Театральное служение мост вверх!

Церковь «Новая Жизнь» - Наша гостиная - Алеся Чайка. Театральное служение мост вверх!

Комментариев нет:

Отправить комментарий